После выхода дебютного альбома «What’s the 411» Mary J. Blige стали сравнивать с Chak-ой Khan и Areth-ой Franklin и прозвали королевой хип-хоп/соул.
Когда дебютный альбом Mary J. Blige «What’s The 411» увидел свет в 1992 году, критики и слушатели были сбиты с ног его мощной комбинацией из R'n'B и резкого рэпа, отображающей нелегкую жизнь Мэри в родном Нью-Йорке. Сравниваемая с Chaka’ой Khan и Aretha’ой Franklin, Blige не имела много общего с ними стилистически, но также как они добавила в соул музыку новые текстуры, придала ей свежий привкус и вдохновила целое поколение музыкантов. Со светлыми волосами, в широкополой шляпе и армейских ботинках Blige была уличной хулиганкой и красавицей одновременно, а исполнительные продюсеры рекорд-лэйблов, получавшие прибыль от ее первых релизов, сделали не много для того, чтобы рассеять имидж «плохой девочки», который она приобрела в самом начале своей карьеры. Поборов собственных демонов и изменив свой стиль до блестящей дизайнерской одежды, Mary стала героем для тысяч молоденьких девочек, взрослеющих в тех же мрачных местах, где взрослела сама Mary J. Blige. Она перестраивала свою карьеру снова и снова, избавляясь от дурных привычек и плохих влияний и к моменту выхода ее четвертого альбома “Mary” в 1999-м году Mary J Blige превратилась в экспрессивную певицу, позволяющую себе оставить всю силу собственного голоса позади своей музыки, оставаясь при этом в рамках стиля. Пятый альбом «No More Drama» был не просто альбомом Mary J Blige, блестящим и сверкающим за счет работы ее авторов и продюсеров,- это было ее видение – духовное, эмоциональное, личное, показывающее артиста, полностью удовлетворенного собой и тем, что удалось достичь.
Родившись 11 января 1971 года в Бронксе, Blige провела первые несколько лет своей жизни в Джорджии до того, как перебралась с матерью и старшей сестрой в один из малоприятных районов Нью-Йорка. Трудное и нелегкое детство оставило свои отметины: Mary бросила High School, занявшись моделированием причесок для своих друзей и просто бездельничая.
Как-то во время посещения одного из нью-йоркских торговых центров Mary записала собственное караоке-исполнение песни Anita’ы Baker «Caught Up In Rapture». Отчим Blige поспособствовал тому, чтобы эта запись попала к продюсеру Andre Harrell на Uptown Records. Harrell был впечатлен голосом Mary J. Blige и дал ей работу в качестве бэк-вокалистки у «местных» артистов с этого лэйбла (Father MC).
В 1991 году Puff Daddy взял Mary J. Blige под свое крыло и начал работать с ней над первым альбомом «What’s the 411». Трудился он над диском очень упорно, вместе с коллегами по цеху, продюсерами Dave’ом Hall’ом, Mark’ом Morales’ом и Mark’ом Rooney и стильные «фишки», которые они добавили к уникальному голосу Blige в итоге сделали сногсшибательным альбом, закрывший брешь между рэпом и R'n'B. Uptown попытался быстро заработать на успехе альбома, выпустив через год его ремиксовый вариант, но сделать этого не удалось, этот диск сильно уступал оригиналу в творческом и коммерческом плане.
Над ее следующим «My Life» 1995 года опять поработал Puff Daddy. Альбом по своему звучанию был дальше от рэп музыки чем предыдущий. Это объяснялось тем, что Mary вложила в него свои переживания за последнее время, связанные с непростыми отношениями с K-Ci Hailey из группы Jodeci, к тому же она испытывала серьезные профессиональные трудности, касающиеся смены лэйбла и финансовых вопросов.
Пластинка 1997 года «Share My World» ознаменовала рождение творческого партнерства Mary J. Blige с суперпродюсерами Jimmy Jam и Terry Lewis. Этот альбом стал еще одним хитом в «копилке» Blige, дебютировав с первой позиции чартов BillBoard. Критики жаловались на его более традиционное соул звучание, но фанаты на это не отреагировали.
К тому времени как вышел следующий студийный альбом «Mary», целостность и утонченность звучания музыки Mary J. Blige, казалось, достигли своей высшей точки.
Альбом показал, что хулиганский городской «гетто»-R’n’B окончательно исчез из ее творчества, но эмоционально и выразительно певица осталась так же сильна.
Абсолютно современно звучащий «No More Drama» (2001) – глубоко личный альбом, музыкальная состовляющая которого была создана коллективными усилиями, тогда как авторства Blige здесь гораздо больше чем на других альбомах.
В 2003 году Mary J Blige вернулась к сотрудничеству с P.Diddy, который спродюсировал большую часть альбома «Love and Life».
Считается, что последний альбом Mary J. Blige «The Breakthrough» едва ли не лучший диск в ее карьере. Кроме прекрасного набора песен, этот альбом (седьмой по счету в дискографии певицы) отмечен также поистине звездным составом: среди гостей здесь можно обнаружить таких известных личностей, как Боно (из U2) или Jay-Z.